Мой дедушка очень интересный человек. Родился он недалеко от города Ош в в Гишлаш-кишлаке. И сегодня рассказывал кучу историй. На серелдине я догадалась включить диктофон.
Сейчас сижу перепечатываю.
а правда что вы там в москве приходите домой, запираетесь и с соседями не разговариваете? В те годы когда чеченцев и ингущетов расселяли по россии, можно сказать ассимилировали, к дедушке в семью поселили семью ингушетов из трех человек - бабушки, ее дочери и мужа дочери. Поселили так - просто приехала телега и сказали "Эти будут жить с вами выделите им комнату" Сначала конечно было трудно - даже языки разные. у переселенцев денег нет, мама дедушки их кормила чем могла.. потом потихоньку стали они приспосабливаться - к ним в дом пришла соседка - у той порвались ичиги (сапоги из тонкой кожи) парень посмотрел, взял да и зашил в два счета. да еще ловко.. на следующий день к нему стали ходить за починкой обуви. А взамен оставляли кто винограду, кто лепешку, кто еще чего. А жена его стала платья шить местные, причем еще приукршивая на свой манер. Тоже популярность. А бабушка стала вязать варежки и носки. Там до этого вообще о таком не знали. А шерсти было много - все лето стригут баранов а весной приходят люди специальные и делают кошмы. Бабка взяла эту шерсть, сплела и сделала варежки и носки для дедушки (тот был младший в семье). А зимы по его словам были кроткие но холодные. Он пошел так в школу, удивил всех.
Дальше уже перепечатываю с джиктофона.
Те пошли и родителяым сказали. Я сказал что ногам тепло, и рукам тепло. На другой день вдоль нашей улицы караван и каждый тащит двадцать-тридцать мешков шерсти. Представляете? привезли, у нас во дворе все свалили - ну такие горы... И бабушка стала круглыми сутками.. ну и дочка ей помогала. Они стали делать варежки и носки. Их назвали в деревне ножные и ручные мешки. А народ ну так обрадовались! Вот она делает а они приносят. чего только не приносили! Миндаль в таком виде, миндаль в другом виде., фисташки, персики сушеные, дыни сушеные... у них стол был богаче чем у нас. И весной у них уже деньги появились - шерсть которую им навезли они продавали в ош на базаре. ни к весне стали такие богатые что поехали в ш и купили там дом. Но хорошие отношения сохранили, приезжали с подарками.
А через год после этого снова приехали эшелоны - 60 вагонов а внутри нары, нары.. на этот раз с чеченцами. Ну мы - детям всегда ж интересно что там - а то говорят - чечен а что это - все равно. Ну они знаешь такие бородатые, в таких шапках мохнатых и у каждого кинжал. Даже вот такие вот маленькие ходят, но на поясе кинжал. И если ингуши нас угощали конфетами то эти бежали с кинжалом - вот так вытаскивают и бегут за нами. Но страшные. Что взрослые, что дети и вот там далеко-далеко стали смотреть на них. Потом их стали раздавать точно так же. А так как предыдущих мы брали, то к нам уже не положенно было. А соседям дали у кого не было. А на другой день.. за эту ночь они вырезали в деревне 200 человек. Они просто к хозяевам подходят и забирают еду или еще чего а если возмущаются то сразу нож. А привезли их очень много, вот через дом они. а семьи у них большие.. Но знаешь если предыдущие быстро - каждый нашел себе работу и расосались вообще вмиг. А эти - ни один не работал, никогда. Ни колхоз, ни сельсовет, ни милиция их не могли заставить работать. Они воровали, грабили - еще при царе Шамиле они этим там занимались. И прожили они у нас до 57го года. Их боялись все и милиция и председатель. Все хотели от них избавитсья и им дали помещение - бывшие склады и они там жили. Ну а когда их вернули в чечено-ингушскую республику нет всем теперь покоя.
здесь кусок сьел гул самолета.
..да мне вон видишь (показывает руку) след от их (чечен) ножа. Я когда в институт только поступил я как-то пошел в парк - ну ребята говорят пойдем в парк, там танцы. Ну.. язык я не знаю (дома они говорили на уйгурском, в школе он учился на еще каком-то а в институте лекции были на киргизском или казахском я не помню точно). танцевать не умею но посмотреть что это такое любопытно. И там вышла девушка которая..ну она вообще-то татаркой была, соседка наша. Я ее когда мне лет десять было ей говорю - где-то услышал слово "Еврейка" а что такое не знал - то ли национальность, то ли рубаха.. и я ее назвал еврейкой. Она говорит - а ты мордвин. А что это такое тоже не знала. Совершенно спокойно так.. я на улицу выйду - "еврейка, еврейка!" она - "ну что тебе. мордвин?". Вот так мы и выросли. Потом она куда-то уехала, я не знаю - я в институт пошел. И вот я увидел ее на танцмрощадке - она танцует. Мнея увидела - "о, мордвин! ты что тут делаешь?" Вышла, подошла ко мне, рассказала как там они, как учится и попросила проводить до общежития.
дальше уже совсем нехорошая запись я пишу частично своими словами.
Ну и пошли. А у меня вот Хабиб - брат двоюродны тоже на танцплощадке был и увидел как за нами чечены пошшли - она с ними танцевала а потом меня увидела, бросила их и ушла. Поши за нами.. а шовкомбинат где общежитие он на другом берегу реки. И через реку висячий мост. Узкий, два человека не разойдутся. Идем, и вот до середины моста когда дошли чечены нас нагнали. Двое с этой стороны пошли, двое с другой.Ну и встретились все там на середине. Ты, говорят девушку отпусти и сам иди мы тебя нетроем. Как же так говорю я - мы с ней вместе росли, я не могу - я ее должен проводить до общежития. Ты меня понял - говорит один и ножом так - раз! (бил н в грудь но Гапир успел рукой прикрыться) Больно так - жутко! И тут они меня берут за ноги, за руки и перекидывают через перила в реку. А зима была. река замерзшая и я туда провалился. Ногами лед пробил. головой в снег..А хабиб оказывается увидев что за насми чеччены пошли - пошел за своими друзьями. Я смотрю - несколько человек друг друга за руки держат и мне значит один руку тянет. Они меня вытащили, хабиб говорит не волнуйся - все в порядке, девушка твоя вон стоит. А с чеченами говорит наши ребята расправились. Девушку значит проводили и меня до общежития тоже проводили.. Я потом две недели пролежал. А шрам вот до сих пор остался.
Ух... уговорила 15 минут двухчасовой запси. продолжение следует.
Мой дедушка очень интересный человек. Родился он недалеко от города Ош в в Гишлаш-кишлаке. И сегодня рассказывал кучу историй. На серелдине я догадалась включить диктофон.
Сейчас сижу перепечатываю.
а правда что вы там в москве приходите домой, запираетесь и с соседями не разговариваете?
Сейчас сижу перепечатываю.
а правда что вы там в москве приходите домой, запираетесь и с соседями не разговариваете?